пятница, 8 февраля 2013 г.

дом на печатниковом переулке

Другую сторону переулка начинают два разноэтажных строения, объединённых под 3. Перед революцией дом принадлежал преподавателю ряда престижных гимназий А.Н. Суворову. Квартиры в доме снимали несколько семей офицеров, вел юридический приём помощник присяжного поверенного. Трёхэтажный корпус имеет более нарядный фасад (ещё недавно его украшал кованый козырёк подъезда), пятиэтажный интересен своим сложным объёмом (особенно со двора) и (крупнейший тайный монастырский скит в 1920-60-е годы).

Итак, коротко о том, что мы ещё можем успеть потерять в самом ближайшем будущем. Речь идёт о той части переулка, которая стоит на крутом склоне, обрамляя знаменитую панораму Высоко-Петровского монастыря. Дома на углах Трубной улицы снесёны в последние 15 лет. Номер 6 изогнутый в плане трёхэтажный дом конца 19 века, ступенями спускающийся по склону. Видно, что отделка дома почему-то не была окончена в третьем этаже присутствуют несколько штукатурных наличников, остальная поверхность стен кирпичная. Очень простая, и в то же время очень живописная постройка, образующая левую часть «рамы» Петровского пейзажа. По изысканиям историка Н.М. Молевой, перед революцией здесь размещалось интересное Общество взаимопомощи официантов, а также портновское заведение и две колониальных лавки.

Таким образом, Печатников переулок оказался словно на рубеже двух, совершенно несовместимых миров. И сейчас здесь можно увидеть не прошлое и будущее столицы, а два возможных варианта её дальнейшего развития спасти, вновь оживить уют старого города, либо довериться зодчему Леонову и его чувству прекрасного. Сюда стоит прийти для того, чтобы почувствовать разницу и понять, готовы ли вы к жизни вот в этой, стремительно наступающей Москве тонированного стекла и пластмассы. Но ведь будущее ещё не наступило. Уникальный ландшафт переулка испорчен всерьёз и надолго, но ещё не потерян окончательно. А нонешние бизнес-центры совсем не на века строятся.

Теперь дом отселён, вьюн ободран, и понятно, что вся эта ветхозаветная идиллия не вернётся уже никогда. Дело не в этом. Город обновляется, на смену форточкам приходят кондиционеры, газоны уступают место парковкам, некоторые даже считают это благом прогресса. Но здесь, в Печатниках, речь идёт не об обновлении, а о полном истреблении знакомого ландшафта, замещении его чем-то чужеродным, бесчеловечным, а то и попросту отвратительным. Во всяком случае, у меня нет других эпитетов для бесформенной офисной новостройки, нависшей над старыми домами чётной стороны начала Печатникова переулка. Спасибо за это вдохновенное сооружение (испакостившее не только переулок, но и Трубную площадь, и даже Рождественку) стоит сказать авторитетному архитектору Михаилу Леонову, подарившему городу, и в особенности Замоскворечью, уже много комфортабельных жилых и офисных комплексов.

Двор и тогда был проходным и нелепым, но на это никто не обращал внимания. Посередине (примерно там, где сейчас будка охранника) стояла скамеечка, крайне располагающая к краеведческим медитациям. Лучше всего было приходить сюда вечером, когда в доме зажигались окна, и отрешённо созерцать остановившееся время. Здесь появлялось почти полное ощущение того, что вы перенеслись на полсотни лет назад: заросшие вьюном тёмнокирпичные стены, бельё на верёвках, коляски в настежь открытом подъезде. В последние годы, коляски, правда уже принадлежали среднеазиатским поселенцам, но картину создавали совершенно аутентичную. А в первом этаже сохранялась одна истинно старомосковская квартира, обращённая окнами как раз на заветную скамейку. Вот там всё было настоящим: желтый абажур на неяркой лампочке, книжные полки до потолка, цветы на подоконнике, бородатый дядька с чайником, постоянно шныряющие в форточку кошки.

Глядя на эти печальные полуразвалины, трудно понять, почему местночтимый топоним «сердце Москвы» привязался именно к подворотне пятого дома в Печатниковом переулке. Сам-то дом в высшей степени колоритен, а вход в подворотню стерегут одни из самых обаятельных кариатид города. Но двор его не только облезл и заброшен, но ещё и довольно неудобен невнятное проходное пространство на склоне горы. Однако те, кто помнят это место хотя бы пять лет назад, рассказывают совсем иное.

Продолжение публичной демонстрации прелестей Печатников

Александр Можаев

Архнадзор » Архив » Дела сердешные

Комментариев нет:

Отправить комментарий